Со слов автора. 

Как полагается, в начале любого мастер-класса по переделке фото до и после.

Был такой шитый валяный жакет.

преображение 2015

Получилась вот такая жилетка – стильная и тёплая.

валяние

Идея такой переделки пришла мне в голову давным-давно, когда впервые увидела валяные изделия. Эх, подумала тогда я, было бы здорово сделать себе жилеточку взамен старой, давно уже мечтающей о помойке.

Жилеточка та, что требовала срочной замены сделана в моём любимом стиле – нечто баварское, охотничье – красивая ткань, окантовка по всему контуру, без застёжки (в этом мастер-классе она ещё сыграет свою роль). И когда же мне в руки попал валяный жакет начинающей валяльщицы, давнишняя идея мгновенно и сразу же возникла в памяти.

Затевая переделку, имеешь в голове примерную картинку того, что должно получиться или, как моём случае, у меня была старая жилетка, по мотивам которой я планировала переделку.

Но – одно дело представлять мысленно и совсем другое – увидеть готовый результат, то есть то, куда повёл материал.

Поэтому и список материалов у меня будет наоборот. Вот фото того, что в итоге пригодилось и использовалось в работе:

шитьё

1. Непосредственно жакет, который я буду переделывать-перелицовывать и несколько кусочков от него.

2. Флисовый плед Икеа на подкладку. Да-да! Этот плед отлично подошёл по оттенку к готовой жилетке, хотя в первоначальной задумке подкладка должна была быть другой.

3. Японский атлас на окантовку. И окантовка планировалась из другой ткани.

4. Флизелин нитепрошивной или любой другой мягкий и тонкий.

5. Ножницы портновские и ножнички-перекусы.

6. Нитки разные. Для отделочных строчек – синий мультиколор и просто синий.

Для всего остального шитья – 35 ЛХ серые и васильковые.

7. Булавки, ручные иголки, напёрсток, мел.

8. Линейка 40 см и 1 метр, сантиметровая лента.

9. Базовая выкройка и калька.

10. Карандаш, ластик.

11. Швейная машинка, утюг, отпарка, распылитель для воды.

Время изготовления такой жилетки я поставила условно - 2 дня.

Вообще-то, если всё полностью продумано, все комплектующие есть под рукой, то такая жилетка и шьётся дня за два.

Но в таких переделках больше времени уходит на обдумывание дизайна, сочетания оттенков, гармонии в конфигурации кусочков, крой и подгонка деталей. Непосредственно шитьё занимает немного времени.

Поэтому день на подготовку – распороть, отутюжить и всё обдумать.

Второй день полностью посвящаем шитью.

*****

Лирическое отступление о дизайне будущей жилетки.

Первоначальная идея была – сделать что-то типа пэчворк, какой-нибудь орнамент с квадратиками, полосочками, ромбиками. Даже сделала подборку идей в синих тонах.

Посмотрела, поприкладывала так и этак и поняла, что, во-первых, не очень хорошо «вижу» каким должен быть орнамент, а, во-вторых, если честно, неохота было возиться с вырезанием мелких кусочков из вполне себе приличных и больших бывшего жакета.

Собственно идея сборки полосами пришла из того, что было в наличии – от формы деталей кроя жакета. Длинные рукава реглана-погона так и просились разложить их поперёк выкройки, а неравномерная цветовая гамма подсказала и цветовое решение – верх более синий, а к низу синева темнеет.

На фото внизу видно, что сначала планировалось разное количество полос. В дальнейшем полос оказалось по три на спинке и полочке.

жилет

Кроме полосатости будущая жилетка будет иметь ещё одну дизайнерскую фишку – отделочные строчки простроченные нитками мультиколор. На мой взгляд, они добавляют неравномерности цвета и оттенка жилета. Собирать все полосы я буду классическим зигзагом с небольшими вариациями.

Нежно люблю эту технологию – сборку встык с разнообразными декоративными строчками.

Технологическое отступление о шве встык

Какие плюсы и что хорошего в сборке встык?

1. Экономия ткани и притом значительная. Когда ткани в обрез, вот натурально в обрез, то при сборке встык припусков как таковых не бывает.

2. Дополнительные дизайнерские возможности. Отделочные строчки или настроченная тесьма может нести / выполнять определённую художественную и дизайнерскую задачу.

3. Работа с толстыми и очень толстыми тканями – гобелен, джинса. При сборке встык у нас нет нагромождения плотных швов, потому что и припусков на швы нет – сборка деталей встык

4. Также, при сборке встык очень стильно выглядит и окончательная отделка – косой бейкой контрастной или в тон, а также кожаной полосой. На мой взгляд, это очень стильно и оригинально и неизбито.

Минус оказался только один – машинная строчка на войлоке смотрится не очень хорошо.

Гораздо более стильно и гармонично будут ручные стежки и ручные строчки. Более или менее корявые и неровные, но в соответствии с дизайнерской задумкой автора.

Итак, заканчиваем с лирикой и приступаем к работе.

Начиная любую переделку – перелицовывание при явном минимальном количестве исходного материала всю вещь аккуратнейшим образом распарываем.

Кстати, на примере этого распарывания хочу сделать небольшое отступление о портновских приметах. Одна из примет говорит о том, что если оставить хоть одну смёточную ниточку вещь непременно будут распарывать.

После того, как распороли жакет, получаем гору деталей от нашей предыдущей вещи.

Чтобы дальше продолжать работу все эти вещи должны быть аккуратнейшим образом выпрямлены, то есть их нужно отутюжить до первоначального ровного состояния, то есть вернуть им первоначальный ровный вид.

Это нужно для того,

чтобы удобно было кроить,

чтобы будущая вещь получилась красивой,

чтобы нам было удобно работать.

Чтобы было понятно, как правильно утюжить, я сделала небольшое видео. Прошу прощения за качество – снимала первый раз и, вдобавок, новой веб-камерой.

Вот что у меня получилось после такой основательной утюжки.

Теперь, когда уже видно, что деталей у меня немного можно заняться выкройкой.

Бежевая жилетка поделилась базовой выкройкой, а полосатая стала прототипом и идейным вдохновителем для новой жилетки.

Нужно выкройку немного подправить – срезать горловину, на 1 см уменьшить плечо и закруглить низ полочек.

Перед началом работы подготавливаю клеевую кромку. В качестве кромки я по привычке использую то, что есть под рукой. Нарезаю полосы 2-2,5 см из нитепрошивного флизелина, купленного по случаю ещё по старым ценам :)

Так как технология сборки всех полос одинаковая, я покажу её и расскажу на примере сборки только одного шва полочки. Иначе мастер-класс получится очень длинным, очень скуШным с огромным количеством почти одинаковых фотографий.

Итак, вся работа состоит из одних и тех же повторяющихся и занудных операций подгоняем-примеряем-намеляем-подкраиваем-подклеиваем-прострачиваем-утюжим и снова прострачиваем и утюжим. Несмотря на монотонность, все эти операции нужно делать очень аккуратно. Иначе вещь получится некачественной.

Поехали!

Начинаю примерять отрезные бочка на верхнюю часть полочек. Должно получится что-то типа кокетки.

Дальше нужно соединить детали прямой строчкой.

Я решила, что так будет удобнее прострачивать зигзагом, потому что войлок местами очень рыхлый.

Строчка как следует посадила материал, хотя машинка настроена хорошо.

Вообще, любая строчка "припосаживает" ткань. Больше-меньше, но посаживает.

Поэтому после строчки обязательно нужно как следует отутюжить все швы.

Утюжим, потягивая шов сначала в одну сторону, потом в другую.

Что называется – почувствуйте разницу!

Слева – ещё неотуженный шов, справа – уже ровненький и красивый!

Дальше снова иду на машинку, прострачиваю три строчки зигзаг, потом снова утюжу эти швы.

Почему я так подробно останавливаюсь на утюжке? И почему это так важно?

Портновский секрет. Как вы видели из фото машинка "припосаживает" после строчки почти всегда – когда больше, когда меньше.

И если не проутюжить сразу же, а оставить «на потом», то этого потом уже не будет. В готовой вещи отутюжить все эти строчки нереально. Поэтому качественную и красивую вещь мы можем получить только в том случае, если методично будет проутюживать каждый шовчик.

******

Как видите, последовательность действий при подгонке кусочков весьма монотонный и занудный – приложили-примерила-намелили-отрезали-подклеили-прострочили-приутюжили... и всё по новой.

На все эти операции уходит достаточно много времени, если всё делать по правилам.

******

В итоге все детали у меня собраны и начинаю кроить полочки и спинки по моей выкройке.

Совет технолога. Обратите внимание, что я не отрезала сразу лишнее, а сначала собрала полностью деталь полочку или спинку. Запасы оставляю всегда. Они нужны для манёвра – где-то чуть съехала строчка, где-то посадилось больше, чем планировалось или ещё что-то.

С боковыми и плечевыми швами повторяем те же операции, что и при сборке полочек и спинки – подклеиваем-делаем прямую строчку-утюжим-делаем строчку зигзаг –утюжим.

Всё! Верх собран! Теперь можно занятся подкладкой.

Как я уже говорила, в качестве подкладки к этой жилетке отлично подошёл флисовый икеевский плед.

Дело в том, что цвета на жилетке такие, что я смогла ничего подобрать на подкладку в магазине ткани.

Хотя и флисов было несколько оттенков и подкладочной ткани и много чего ещё.

И тут мой взгляд упал на тёмно-серый флисовый плед.

Видимо, когда я стала собирать кусочки, то появилась отдельная тёмно-серая тема, поэтому и плед оказался под рукой весьма удачно.

Соединяю подкладку с верхом.

Складываю изнанку с изнанкой. Смётывать не люблю, поэтому все срезы методично скалываю булавками.

Делаю строчку на 0, 5 см по всему контуру + проймы

Технологическое отступление. В общем-то, вот в таком виде тоже можно оставить жилет.

Только если оставлять так, то нужно было бы заранее продумать этот вариант и сделать всё в едином стиле – соединение кусочков с открытыми, необработанными срезами, соответственно накладной шов, а не встык и кусочки клеевого материала на срезах обжечь зажигалкой, чтобы не сыпались.

На полпути менять технологию уже поздно, поэтому доделывать по задуманному плану – с окантовкой.

А идею с необработанными краями оставлю до следующей переделки. Авось мне в руки попадётся ещё что-нибудь недоделанное-непродуманное-бракованное.

Приступаю к окантовке.

Для того чтобы нарезать косую бейку, нужно для начала промерить срезы.

Я специально купила метр атласа, чтобы не возиться с надставками косой бейки. Поэтому у меня получается:

- две полосы на полный контур – борта, низ, горловина – 1, 20 х 2 – около 2, 5 метров.

- две полосы по 60 см на окантовку проймы

Так как я буду делать двойную бейку, то ширина косой бейки в крое 5 см.

Мой мастер-класс по подготовке косой бейки здесь.

Иначе этот мастер-класс получится очень большим и длинным.

Итак, бейка готова.

Начинаю окантовывать.

По технологии у меня запланировано – первая строчка на машинке на 0, 5 от среза, а второй край я буду подшивать на руках потайным стежком.

Всё! Работа закончена!

Вот что получилось.

Какие же швейно-портновские выводы я могу сделать по итогам этого мастер-класса:

- войлочное полотно на основе префельта ведёт себя точно так же, как и любая хорошая качественная 100 % шерсть

- точно так же поддаётся всем классическим способам ВТО

- точно так же, как и любая ткань шьётся.

То есть, все классические технологические приёмы из швейной портновской технологии вполне применимы для валяного полотна.

Пример тому, вот эта жилетка, которую я шила несколько дней и у меня был ещё один случай удостовериться самой и зафиксировать это на фото – правильная грамотная утюжка как деталей, так и швов «не отошла» со временем.

С одним единственным условием – влажно-тепловая обработка должна выполняться по всем правилам.

Надеюсь, вам было интересно читать и смотреть процесс перелицовки валяного жакета в жилетку.

Если вам понравился мастер-класс, голосуйте за него и нажимайте кнопку "понравилось"

Творческих успехов!

Ира Бортник

Источник